По датам

2014

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Новосибирского областного суда от 02.12.2014 по делу N 3-104/2014 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании Закона Новосибирской области N 360-ОЗ от 03.07.2013 "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Новосибирской области" недействующим со дня принятия и противоречащим федеральному законодательству и международно-правовому акту>



НОВОСИБИРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 2 декабря 2014 г. по делу № 3-104/2014

Новосибирский областной суд в составе:
председательствующего судьи Пилипенко Е.А.
при секретаре С.,
с участием:
заявителя Е.,
представителя Законодательного Собрания Новосибирской области
Д.,
представителя Губернатора Новосибирской области П.,
прокурора отдела прокуратуры Новосибирской области Еськовой Ю.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Е. о признании Закона Новосибирской области № 360-ОЗ от 3 июля 2013 "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Новосибирской области" недействующим со дня принятия и противоречащим федеральному законодательству и международно-правовому акту, взыскании судебных издержек,

установил:

Е. обратился в суд с заявлением о признании Закона Новосибирской области № 360-ОЗ от 3 июля 2013 "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Новосибирской области" противоречащим статье 740 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 37 Закона РФ "О защите прав потребителей", протоколу № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 20 марта 1952 г., и недействующим со дня принятия по тем основаниям, что положения данного закона предписывают собственникам жилья производить предоплату в фонд капитального ремонта за планируемые в будущем капитальные ремонты их домов, то есть за не оказанную услугу и, при этом, без заключения договора с подрядчиком, без составления сметы капитального ремонта и без определения сроков работ. Также заявитель полагает, что внесение взносов за непроизведенную услугу по существу направлено на лишение собственников своего имущества - денежных средств, что противоречит протоколу к Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 20 марта 1952 г. № 1, согласно статье 1 которого никто не может быть лишен своего имущества.
Для защиты своего нарушенного права он вынужден был пройти обследование врача-психиатра, возмещение оплаты услуг которого в сумме xxx рублей просить возложить на Губернатора Новосибирской области.
В судебном заседании заявитель Е. поддержал заявленные требования.
Представитель Законодательного Собрания Новосибирской области Д. в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражала, полагая, что оспариваемый закон принят в пределах полномочий, предоставленных субъекту Российской Федерации Жилищным кодексом Российской Федерации, и не устанавливает обязанностей граждан по уплате взносов на капитальный ремонт, так как данная обязанность предусмотрена статьями 153, 154, 156, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации. Закон Новосибирской области "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Новосибирской области" не регулирует гражданско-правовые отношения, возникающие при реализации региональной программы капитального ремонта в части проведения отдельных работ по капитальному ремонту определенного многоквартирного дома, а потому не противоречит статье 740 Гражданского кодекса Российской Федерации и статье 37 Закона "О защите прав потребителей". При этом, в силу прямого указания в Жилищном кодекса Российской Федерации, средства собственников помещений, перечисляемые на специальный счет, также сохраняются на нем.
Представитель Губернатора Новосибирской области П. в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражала и указала, что оспариваемый закон принят Законодательным Собранием Новосибирской области в пределах компетенции, предоставленной федеральным законодателем субъекту Российской Федерации. Обязанность собственников по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, в том числе, по внесению взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома, установлена гражданским и жилищным законодательством. Данные взносы до принятия собственниками жилых помещений решения о проведении капитального ремонта не являются авансовой оплатой за не оказанную услугу, а представляют собой денежные средства собственника, находящиеся на специальном счете.
Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым заявление Е. оставить без удовлетворения, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Согласно части 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Судом установлено, что 4 июля 2013 г. постановлением Законодательного Собрания Новосибирской области № 360-ЗС был принят и 5 июля 2013 г. Губернатором Новосибирской области подписан Закон Новосибирской области № 360-ОЗ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Новосибирской области" (л.д. 26-39).
Нормативный акт был опубликован в средствах массовой информации: газетах "Ведомости Законодательного Собрания Новосибирской области" № 35 за 12 июля 2013 г. и "Советская Сибирь" № 125 за 12 июля 2013 г.
На момент судебного разбирательства Закон Новосибирской области от 5 июля 2013 г. № 360-ОЗ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Новосибирской области" действует в редакции Законов Новосибирской области от 28 ноября 2013 № 398-ОЗ, от 02 апреля 2014 г. № 428-ОЗ.
Закон Новосибирской области от 5 июля 2013 г. № 360-ОЗ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Новосибирской области" регулирует отношения, связанные с организацией своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Новосибирской области (далее - капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах) (статья 1 данного закона).
В соответствии с пунктом "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй названной статьи (части 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно части 2 статьи 26.1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, а также законами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 6.1 части 1 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе организуют обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования.
Правовые отношения в области проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах регулируются специальными нормами жилищного законодательства (статьи 166 - 191 раздела IX "Организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с положениями статьи 167 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и должны устанавливать минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, порядок проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов, а также предусмотреть создание регионального оператора и решить вопрос о формировании его имущества, о порядке его деятельности.
В приведенной федеральной норме также предусмотрены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации утверждать порядок и условия предоставления государственной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в том числе на предоставление гарантий, поручительств по кредитам или займам, в случае, если соответствующие средства на реализацию указанной поддержки предусмотрены законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, устанавливать порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требования к этим программам, порядок предоставления лицом, на имя которого открыт специальный счет, и региональным оператором сведений, подлежащих предоставлению в соответствии с частью 7 статьи 177 и статьей 183 поименованного Кодекса, перечень иных сведений, подлежащих предоставлению указанными лицами, и порядок предоставления таких сведений, кроме этого, устанавливать порядок выплаты владельцем специального счета и (или) региональным оператором средств фонда капитального ремонта собственникам помещений в многоквартирном доме, порядок использования средств фонда капитального ремонта на цели сноса или реконструкции многоквартирного дома в случаях, предусмотренных Кодексом, порядок осуществления контроля за целевым расходованием денежных средств, сформированных за счет взносов на капитальный ремонт, и обеспечением сохранности этих средств.
Учитывая приведенные выше положения закона, суд приходит к выводу, что на законодательный орган субъекта Российской Федерации возложена обязанность по принятию нормативных правовых актов, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации.
В части 1 статьи 166 Жилищного кодекса Российской Федерации закреплено, что перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, ремонт или замену лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт, ремонт крыши, в том числе переустройство невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройство выходов на кровлю, ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме, утепление и ремонт фасада, установку коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа), ремонт фундамента многоквартирного дома.
Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, финансируемых за счет средств фонда капитального ремонта, размер которых сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, может быть дополнен другими видами услуг и (или) работ (часть 2 статьи 166 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, которые могут финансироваться за счет средств государственной поддержки, предоставляемой субъектом Российской Федерации, определяется нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (часть 4 этой же нормы).
Из содержания оспариваемого Закона Новосибирской области "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Новосибирской области" следует, что данный нормативно-правовой акт регулирует следующие вопросы: полномочия органов государственной власти Новосибирской области в области капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (статья 2); формирование фонда капитального ремонта многоквартирного дома, порядок установления минимального размера взноса на капитальный ремонт (статьи 3 - 6), порядок подготовки и утверждения, требования к региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, ее содержание, срок (статьи 7 - 12); установление размера предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (статья 13); определение перечня работ и (или) услуг по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (статья 14); порядок и условия предоставления государственной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (статья 15), порядок создания, деятельности и функции регионального оператора (статья 16 - 23).
В соответствии со статьей 32 Устава Новосибирской области Законодательное Собрание Новосибирской области является постоянно действующим высшим и единственным законодательным (представительным) органом государственной власти Новосибирской области.
Законами Новосибирской области регулируются вопросы, относящиеся в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом Новосибирской области к ведению Новосибирской области (статья 37 Устава Новосибирской области).
Как установлено статьей 40 Устава Новосибирской области, законы Новосибирской области, принятые Законодательным Собранием Новосибирской области, в течение семи календарных дней направляются Губернатору Новосибирской области.
Губернатор Новосибирской области обязан обнародовать Устав Новосибирской области, закон Новосибирской области, удостоверив обнародование закона путем его подписания, либо отклонить закон в течение четырнадцати календарных дней со дня поступления на подписание.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что Законодательное Собрание Новосибирской области, принимая Закон Новосибирской области от 5 июля 2013 г. № 360-ОЗ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Новосибирской области", действовало в пределах компетенции, предоставленной федеральным законодателем субъекту Российской Федерации.
Согласно статьям 153 и 154 Жилищного кодекса Российской Федерации взнос на капитальный ремонт входит в структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение.
В соответствии с частью 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи, частью 8 статьи 170 и частью 4 статьи 181 Жилищного кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.
Следовательно, утверждения заявителя о неправомерном возложении региональным законодателем на собственников квартир и помещений обязанности уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, несостоятельны.
Каких-либо дополнительных обязанностей в сравнении с тем, как это сформулировано в статье 169 Жилищного кодекса Российской Федерации (что, действительно, свидетельствовало бы о несоответствии федеральному законодательству этой нормы), не усматривается.
Принимая во внимание изложенное выше, а также исходя из предписаний статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, статей 210, 290 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры, поэтому собственники несут бремя содержания принадлежащего имущества, если иное не предусмотрено законом или договором, а также положений статьи 37 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которым доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения, а также принимая во внимание требования частей 1 и 2 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации (собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме; доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника), суд полагает, что оспариваемый Закон Новосибирской области "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Новосибирской области" права собственников жилых помещений, в том числе, Е., не нарушает.
Оценивая доводы заявителя о противоречии оспариваемого Закона Новосибирской области статье 1 Протокола № 1 Конвенции о защите прав человека и основных свобод человека от 20 марта 1952 года, суд приходит к следующему.
В статье 1 Протокола № 1 Конвенции о защите прав человека и основных свобод человека от 20 марта 1952 года, на которую ссылается заявитель, закреплено, что каждое физическое или юридическое лицо имеет право на уважение своей собственности; никто не может быть лишен своего имущества иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права.
Согласно статье 36.1 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат права на денежные средства, находящиеся на специальном счете, предназначенном для перечисления средств на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и открытом в кредитной организации, и сформированные за счет взносов на капитальный ремонт, процентов, уплаченных в связи с ненадлежащим исполнением обязанности по уплате таких взносов, и начисленных кредитной организацией процентов за пользование денежными средствами на специальном счете. Доля собственника помещения в многоквартирном доме в праве на денежные средства, находящиеся на специальном счете, пропорциональна суммарному размеру взносов на капитальный ремонт, уплаченных собственником такого помещения и предшествующим собственником такого помещения. Право собственника помещения в многоквартирном доме на долю денежных средств, находящихся на специальном счете, следует судьбе права собственности на такое помещение.
При таких обстоятельствах суд считает, что поскольку вопросы по содержанию общего имущества многоквартирного жилого дома, в том числе, по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и перечислению соответствующих взносов собственников на специальный счет, регулируются Жилищным кодексом Российской Федерации, то доводы заявителя о противоречии оспариваемого нормативного правового акта Новосибирской области в рассматриваемой части указанному выше международному договору являются несостоятельными.
Основана на ошибочном толковании норм материального права и позиция Е. о том, что взносы на капитальный ремонт, до принятия собственниками жилищных помещений решения о проведении капитального ремонта являются оплатой за неоказанную услугу, так как, по смыслу, придаваемому им законодателем, последние представляют собой бремя собственника жилых помещений по содержанию принадлежащего ему общего имущества.
При этом, действующее федеральное законодательство достижение собственником определенного возраста (например, пенсионного) в качестве основания для освобождения от уплаты взносов на капитальный ремонт собственников жилых помещений, расположенных в домах, ремонт которых запланирован на 2028-2033 годы, не предусматривает.
Не может суд согласиться и с позицией Е. о противоречии оспариваемого Закона Новосибирской области положениям статьи 37 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-I "О защите прав потребителей" и статьи 740 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Так, статья 37 Закона "О защите прав потребителей" регулирует порядок и формы оплаты потребителем выполненной работы, оказанной услуги.
Статья 740 Гражданского кодекса Российской Федерации регулирует заключение договора строительного подряда и предусматривает, что по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
Договор строительного подряда заключается на строительство или реконструкцию предприятия, здания (в том числе жилого дома), сооружения или иного объекта, а также на выполнение монтажных, пусконаладочных и иных неразрывно связанных со строящимся объектом работ. Правила о договоре строительного подряда применяются также к работам по капитальному ремонту зданий и сооружений, если иное не предусмотрено договором.
Вместе с тем, оспариваемый Закон Новосибирской области от 5 июля 2013 г. № 360-ОЗ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Новосибирской области" не регулирует гражданско-правовые отношения, возникающие при реализации региональной программы капитального ремонта в части проведения отдельных работ по капитальному ремонту определенного многоквартирного дома.
Данные вопросы урегулированы Жилищным кодексом Российской Федерации, статья 189 которого предусматривает, что проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме осуществляется на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о проведении капитального ремонта общего имущества в этом многоквартирном доме должны быть определены или утверждены:
1) перечень работ по капитальному ремонту;
2) смета расходов на капитальный ремонт;
3) сроки проведения капитального ремонта;
4) источники финансирования капитального ремонта;
5) лицо, которое от имени всех собственников помещений в многоквартирном доме уполномочено участвовать в приемке выполненных работ по капитальному ремонту, в том числе подписывать соответствующие акты.
При этом, на регионального оператора в целях обеспечения выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме возложены обязанности обеспечить подготовку задания на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту и при необходимости подготовку проектной документации на проведение капитального ремонта, утвердить проектную документацию, нести ответственность за ее качество и соответствие требованиям технических регламентов, стандартов и других нормативных документов; а также привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации, заключить с ними от своего имени соответствующие договоры (статья 182 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Следовательно, суд приходит к выводу, что Закон Новосибирской области от 5 июля 2013 г. № 360-ОЗ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Новосибирской области" прав заявителя не нарушает.
Таким образом, оснований для удовлетворения заявленных Е. требований суд не усматривает.
В силу положений статьей 94, 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не подлежат удовлетворению и требования заявителя о возмещении судебных издержек в сумме 228 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении заявления Е. о признании Закона Новосибирской области № 360-ОЗ от 3 июля 2013 "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Новосибирской области" недействующим со дня принятия и противоречащим федеральному законодательству и международно-правовому акту, взыскании судебных издержек отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня принятия решения суда в окончательной форме, в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, путем подачи апелляционной жалобы через Новосибирский областной суд.
Решение вступило в законную силу 13.01.2015 года.

Судья
Новосибирского областного суда
Е.А.ПИЛИПЕНКО


------------------------------------------------------------------